Носир Хисроу родился в 1004 году в Кабадияне.
Бросил высокую государственную должность надзирателя над сбором налогов и отправился странствовать в поисках правды и справедливости. «Справедливость — венец мироздания», «ищущий находит» — были его жизненными девизами.
Признал правдой карматскую (раннеисмаилитскую) ересь и стал страстным ее проповедником у себя на родине — Трансоксиане и Хорасане, выступая с разоблачением деспотизма правящей династии Сельджукидов и в защиту угнетенного люда. Гонимый, он был вынужден скрываться и умер в нищете после 1072 года (предположительно в 1088 году) в глухом памирском кишлаке Юмган (ныне территория Афганистана) на руках у своих восторженных почитателей, таджикских горцев-крестьян.
В горьких раздумьях моих вся истомилась душа...
В горьких раздумьях моих вся истомилась душа. Тщетно я людям внимал, мудрых возжаждав речей.
Лгал мне и тот и другой, лгали глупец и слепец, Стал у пророка искать я указанья путей,—
Но про Корана стихи тщетно я спрашивал всех, Молвить кому бы я смог: душу мне знаньем согрей!
Дом я покинул тогда; бросил, в скитанья спеша, Сад, где пестрели цветы, тканей узорных пестрей.
Лгал мне и тюрк, и араб, некто из Синда, индус, Старый румиец, и лгал так же мне сын твой, о Рей!
Спрошен был мною в пути тот, кем не чтится творец, И манихей, и сабей, спрошен был мною еврей.
Часто, на камни ложась, из облаков свой шатер Я мастерил и в глуши спал наподобье зверей.
Я по горам проходил выше высокой луны, Спутником рыб по волнам несся я ветра быстрей.
То я блуждал по пескам жарче горячей золы, То но стране, где зимой мрамора тверже ручей.
То между осыпей шел, то вдоль потоков седых. То в бездорожье, в горах старого мира старей.
То пред верблюдами брел, тяжко веревку влача, То, словно вьючная тварь, с ношею — мимо дверей,
В город из города шел, всюду людей вопрошал, К берегу дальних земель плыл я по шири морей.
читать дальше
В ПОРИЦАНИЕ СВЯТОШАМ Носир Хисроу
О ищущий! Дойди до сердца всех явлений Без сердцевины нет ни знаний, ни умений.
Лишь истину познав, о правде говори! Не знающий пути — не годен в главари.
О, не влагай руки в неведомую руку, Чтобы, стремясь вперед, не колесить по кругу,
У истины святой есть полунощный тать: Не вздумай же ему ты ноги лобызать.
На рынке бытия воров шныряет свора. Так береги карман и в каждом бойся вора.
Пройдет ли тот слепец дорогой до конца, Который вожаком берет себе слепца?
Скорбящий! Отыщи поводыря такого, Чтоб для тебя нашел сочувственное слово.
Во всей подлунной нет обиднее обид, Чем величать ханжу: «Священный Баязид!»
Послушаешь иных — аллахова порода! А поразведаешь — ни племени, ни рода...
Как драгоценный клад в развалинах зарыт, Так праведника дух под рубищем сокрыт.
Из пыли и шипов па свет выходит роза. Не образ пред тобой: тут жизненная проза.
В тени чинары тыква подросла...
В тени чинары тыква подросла, Плетей раскинула на воле без числа,
Чинару оплела и через двадцать дней Сама, представь себе, возвысилась над ней.
«Который день тебе? И старше кто из нас?» — Стал овощ дерево испытывать тотчас.
Чинара скромно молвила в ответ: «Мне — двести... но не дней, а лет!»
Смех тыкву разобрал: «Хоть мне двадцатый день, Я — выше!.. А тебе расти, как видно, лень?..
«О тыква!—дерево ответило,— с тобой Сегодня рано мне тягаться, но постой,
Вот ветер осени нагонит холода,— Кто низок, кто высок, узнаем мы тогда!»
ДВУЛИЧИЕ
Слова, которые пошли с делами врозь И жизнь в которые вдохнуть не удалось,
На дыню «дастамбуй» похожи, как ни грустно: Она — красавица, душиста, но безвкусна...
Благоразумному указываю путь: Игральным шариком иль мячиком не будь!
Польстив играющим, в низкопоклонстве пылком Мяч обращен ко всем лицом, а не затылком.
А ты не сей того, что пожинать не рад, Те не болтай слова, что самому претят.
ДОБРОДЕТЕЛЬ
Да будет жизнь твоя для всех других отрадой. Дари себя другим, как гроздья винограда.
Но если нет в тебе такой большой души — То маленькая пусть сияет, как лампада.
Не огорчай людей ни делом, ни словцом, К любой людской тоске прислушиваться надо!
Болящих — исцеляй! Страдающих — утешь! Мучения земли порой жесточе ада.
Ты буйство юности, как зверя, укроти, Отцу и матери всегда служи отрадой.
Не забывай о том, что мать вспоила нас, Отец же воспитал свое родное чадо.
Поэтому страшись в беспечности своей В их старые сердца пролить хоть каплю яда.
К тому же — минет час: ты старцем станешь сам, Не нарушай же, брат, священного уклада.
Итак, живи для всех. Не думай о себе,— И жребий твой блеснет, как высшая награда.
АФОРИЗМЫ
Не суди, о чем не знаешь,—правило простое: Промолчать гораздо лучше, чем сказать пустое.
*
Коль сам себе не хочешь накликать горя злого, Так прикуси язык свой, сдержись от злого слова.
*
Не гордись пустой хвалою, никогда льстецам не верь, Коль осмеянным не хочешь жить да каяться весь век.
*
Плачет, словно об увечье, о невежестве своем Оттолкнувший в детстве книгу и заблудший человек.
*
Слово с делом примири, чтоб уста и сердце впредь Не напомнили тебе позолоченную медь.
*
Глупостью на глупость не отвечай. Верностью предательство обличай.
*
Знанье — краса твоя; с нею ль равнять Купленный блеск драгоценной одежды.
*
Спорь с пустоловом и помни, что мир Тесная клетка лишь для невежды.
*
Мудрый, зная много, богачом слывет, Но богач не сможет мудрецом прослыть.
*
Знанием добудешь тысячи мечей, Но мечом не сможешь знания добыть.
*
Человек хорош, коль светел изнутри. На блистательную внешность не смотри.
*
Счастьем возможно ль гордиться, если оно С вечною силою знанья разлучено.
*
Человек велик бывает лишь умом и знаньем, А без них — неразличимы, бесприметны станем.
*
Ты взвешивай слово на точных весах. Бездумное слово — лишь ветер и прах.
*
Если человек ты родом, волчьей злости не таи. Не в ладу с высоким званьем низкие дела твои.
*
Желанное счастье послушно тому лишь, Кто ясному разуму чутко послушен.
*
Все трудное — легким в учении станет, Коль будешь с хорошею книгою дружен.
*
Ум рабу вручает дар свободы И подъемлет рухнувшие своды.
*
Ты в людях цени только нрав благородный, Не льстись на красу, не пленяйся нарядом.
*
Лишь знанье высоким достигни главенства Над всеми, с тобою сидящими рядом.
|