Огюст Ренуар “Сестры” (“На террасе”)
Из собрания Художественного института в Чикаго
“Сестры” - одна из вершин творчества Ренуара и популярнейшая композиция чикагского Художественного института. Второе название - “На террасе” - дал картине маршан и патрон импрессионистов Поль Дюран-Рюэль, ее первый и долголетний обладатель, с чем, по-видимому, согласился и автор, тем более, что его персонажи и в самом деле в родстве не состояли.
“Сестры”
1881 - 1882
Огюст Ренуар
читать дальше
Картина написана в Шату, который Ренуар считал “приятнейшим из всех парижских пригородов”. Ренуар и его друзья, запечатленные им в большом “Завтраке гребцов” (1880, Коллекция Филипс, Вашингтон), еще воспринимали Шату как идеальное место отдохновения. “Сестры” написаны на той же террасе гостиницы “Фурнеза”, что и “Завтрак гребцов”. Считается, что Ренуар начал “Сестер” в апреле 1881 года, когда писал критику Теодору Дюре: “я сражаюсь с деревьями в цвету, с портретами женщин и детей, и кроме этого не желаю ничего видеть...”.
Годом раньше художник писал на террасе ресторана “Фурнеза” другую девушку, трогательно хрупкую, но лишенную шарма новой модели (“Девушка на балконе”, собрание Кушинг). На этот раз Ренуар задумал более сложную композицию и поместил персонажей прямо у перил, обеспечивая лучшую структурную взаимосвязанность всех элементов. Ренуар включил даже неуклюжую кадку с цветами - как для контраста, так и ради большей устойчивости композиции.
Импрессионисты - художники света, и в “Сестрах” свет играет исключительно важную роль, сверкая на воде, переливаясь в россыпях цветов и листве за террасой, вспыхивая в бутоне на груди девушки и венке девочки и, наконец, застывая искрами в глазах обеих прелестных героинь. Светящаяся алая шляпа девушки, звучность цвета которой выразительно подчеркнута свежей зеленью фона, с первого момента приковывает любой взгляд к юному лицу, его чистому овалу, нежной коже, прекрасным глазам мечтательницы.
“Сестры” впервые были представлены публике на седьмой выставке импрессионистов весной 1882 года, вместе с такими шедеврами Ренуара, как эрмитажная “Девушка с веером”, “Девушка с кошкой” и “Ложа в Опере” (Институт Кларка, Уильямстаун), “Завтрак гребцов” (Коллекция Филипс, Вашингтон).
Кого изобразил художник в младшей “сестре” неизвестно, а для старшей позировала Жанна Дарло (1863 - 1914). Тогда ей было всего восемнадцать. Вскоре она поступила в театр Жимназ, где подвизалась в комедийных ролях второго плана. Фотографии красивой актрисы печатались неоднократно. Десятилетием позже Жанна Дарло дебютировала в Комеди-Франсез, но вскоре ушла со сцены. По-видимому, ее театральная карьера не сложилась так, как ей хотелось бы. Замуж она также не вышла, сделавшись содержанкой шоколадного фабриканта, а позднее влиятельного сенатора.
Особое свойство героинь ренуаровских картин состоит в том, что они похожи и не похожи на модель. Сравнивая их фотографии и портреты, понимаешь, что в живописи они неизмеримо привлекательнее. Картина Ренуара - это прежде всего живопись, а уже потом только мотив или персонаж. И его живопись всегда заключает образ возвышенный, но заведомо чуждый ходульности, так что художник мог позволить себе и юмор, и игру аллюзиями. Не учитывая этого, нельзя понять деталь в левом нижнем углу композиции, которую с первого взгляда можно принять за цветы. Логически такая деталь - корзина с разноцветными клубками шерсти, мало оправдана, поскольку действие картины происходит не в интерьере, а под открытым небом.
Полагают, что клубки шерсти появились как ответ Ренуара на инсинуации критики, сравнивавшей его живопись с вязанием. Один из его шедевров был назван “слабым эскизом, кажется, исполненным из шерсти различной расцветки”. А с другой стороны, о клубках шерсти остроумно напоминал Дега: “Ренуар... он может делать все, что захочет”. И добавлял, имея в виду совершенно не программный характер искусства своего коллеги: “Вы видели кошку, играющую с клубками разноцветной шерсти?”
.