понедельник, 20 августа 2012
Костер Шарль Де
Born
Died
Бельгийский писатель, сочинявший на французском языке. Основоположник национальной бельгийской литературы. Основные произведения — сборник «Фламандские легенды» и уникальная по жанру книга-эпопея «Легенда об Уленшпигеле».
Герой немецких и фламандских легенд Тиль Уленшпигель, сын угольщика Клааса, лукавый шут и бродяга, будто бы жил в XIII или XIV веке. Литератор Шарль де Костер переместил его в XVI век, сделал ровесником короля Филиппа II и участником восстания гёзов — нидерландских революционеров.
Повествование открывается пророчеством: «Вечно юный Уленшпигель никогда не умрет, по всему свету пройдет, ни в одном месте прочно не осев. Кем-кем он только ни будет: и крестьянином, и дворянином, и ваятелем, и живописцем! И странствовать ему по белу свету, славя все доброе и прекрасное, а над глупостью хохоча до упаду. Доблестный народ фламандский! Клаас — это твое мужество; Сооткин — это твоя стойкая мать; Уленшпигель — это твой дух; славная, милая девочка, спутница Уленшпигеля, бессмертная, как и он, — это твое сердце, а толстопузый простак Ламме Гудзак — это твоя утроба». Сегодня можно с уверенностью сказать, что эти слова сбылись: Тиль и роман о нем надолго пережили свое время.
Шарль Теодор-Анри де Костер родился 20 августа 1827 г. в Мюнхене, в семье фламандца и валлонки. Отец служил управляющим у папского нунция, мать была белошвейкой. Раннее детство Шарля прошло в богатом дворце трирского архиепископа, который был его крестным. Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья вернулась из Германии на родину и обосновалась в Брюсселе. Вскоре отец умер, и Шарля пристроили в иезуитский коллеж Сен- Мишель, атмосфера которого навсегда внушила будущему писателю отвращение к служителям церкви.
читать дальше
По окончании учебы семнадцатилетний де Костер поступил младшим клерком в Брюссельский банк. Днем он переписывал красивым почерком нудные бумаги, а по вечерам проводил время в кругу друзей, в «Обществе весельчаков». Так называли себя молодые художники, журналисты, поэты и композиторы, которые ставили любительские спектакли, читали друг другу свои произведения и даже выпускали рукописный журнал. Поклонники искусств мечтали о будущей бельгийской культуре, которой в тот момент еще не существовало.
Причина была проста: Бельгия как государство была еще очень молода. Она появилась на карте Европы всего спустя три года после рождения Шарля де Костера, и ее судьба сильно отличалась от соседней Голландии, которая избавилась от испанского владычества еще в XVI веке. Бельгия же триста лет переходила от одного короля к другому, от одной державы к другой и смогла освободиться только в результате революции 1830 г.
Де Костер мечтал о литературе, решил сочинять сам и, как и многие его друзья, начал со стихов. Свои первые литературные опыты он выносил на суд членов «Общества весельчаков», а критические этюды опубликовал в 1851—1852 гг. в «Ревю нувель». Постепенно Шарль понял, что писать для него — не просто приятное занятие, а дело жизни, которому нужно отдавать все силы. Придя к такому выводу, он подал прошение об увольнении из банка и поступил учиться в только что открывшийся Брюссельский университет на факультет литературы и философии. Из всего университетского курса самое большое впечатление произвели на Шарля лекции по истории революции XVI в.: походы герцога Альбы, гёзы, глава восставших Вильгельм Оранский по прозванию Молчаливый и народ — крестьяне и ремесленники, как один поднявшиеся на борьбу.
В 1855 г. молодой литератор окончил университет и устроился преподавателем в Военную академию. Параллельно он сотрудничал в еженедельнике издателя и художника Ф. Ропса «Уленшпигель», который в то время был трибуной прогрессивных сил страны. Наиболее значительными произведениями де Костера того периода стали «Фламандские легенды» (1858 г.), написанные на старофранцузском языке по примеру Ф. Рабле на сюжеты средневековых преданий, и «Брабантские рассказы» (1861 г.), в которых писатель стремился воссоздать картины современных нравов.
Но поистине мировую известность принес Шарлю де Костеру роман «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях», посвященный нидерландской революции XVI в. и борьбе гёзов против испанского короля Филиппа II. В центре книги — образ народного героя, шутника и борца за свободу Тиля Уленшпигеля, воплощающего в себе национальный дух Фландрии, ставшего при этом одним из самых ярких, романтических героев мировой литературы, символом бескорыстия, бесстрашия и природного вольнолюбия.
Кого только не встречает читатель на страницах книги — здесь отважные гёзы и предатель-рыбник, короли и угольщики, горожане, купцы, хозяева пивных погребков, монахи, судьи, наемные солдаты, и все они — живые люди пестрой героической эпохи Нидерландской революции. Есть и реальные исторические лица, например король Карл Пятый или герцог Альба. И важно, что все события, характеристики всех реально живших людей у де Костера абсолютно точны.
Автор использовал для своей книги подлинные документы XVI в., народные песни и старинную фламандскую лубочную книгу о шуте Уленшпигеле. Для того чтобы познакомиться с материалами той эпохи, де Костер даже поступил на работу в Брюссельский архив. А своего героя он впервые увидел на виньетке журнала «Уленшпигель» — в средневековой одежде, хохочущего во все горло. Рисуя борьбу гёзов против испанской короны, Шарль де Костер насытил свой роман духом свободолюбия и ненависти к социальной несправедливости. Его Уленшпигель — шутник и остроумный насмешник, от которого достается и высокомерным дворянам, и монахам, и королям. Это борец, храбрый повстанец, воплощающий в себе национальный дух Фландрии. Тиль — народный герой, никогда не умирающий и не стареющий.
Однако в 1867 г., когда «Легенда об Уленшпигеле» вышла в свет, ее даже не заметили. Лишь спустя годы ее назовут «Библией Бельгии», а ее автора — основоположником бельгийской литературы. Сегодня книга переведена на десятки языков мира и стала общепризнанной классикой. Если прочитать ее как «Легенду о Фландрии», то понятнее становится замысел писателя, которого критики упрекали в отсутствии четкой композиции романа. Построение «Легенды» кажется рыхлым до того момента, когда из совокупности мотивов, из сочетания контрастных образов, из их созвучия, из целой системы лейтмотивов, сквозных тем возникает красочный и необыкновенно содержательный образ Фландрии.
В 1872 г. из-под пера де Костера вышел психологический роман из современной жизни «Свадебное путешествие», а спустя шесть лет — историческая драма «Стефания» (напечатана после смерти автора). Среди других его произведений — «Цыгане» (1868 г.), «Женитьба Туле» (1879 г.). Кроме того, он написал очерки о путешествиях в Зеландию, Голландию и Амстердам.
Последние годы своей жизни Шарль де Костер провел в нишете и безвестности. Он умер в небольшом городке Икселе 7 мая 1879 г. Спустя всего несколько десятилетий Тиль Уленшпигель стал одним из любимейших литературных героев бельгийского народа, а на его «исторической родине», в Дамме, ему был установлен памятник. Так де Костер обрел заслуженное признание благодарных потомков, но, к сожалению, уже после смерти.
====================
Цитаты
Существует два сорта бездельников: одних всякая работа приводит в бешенство, другие от неё только скулят.
Счастлив тот, кто в чёрные дни сохранит чистоту сердца.
Ладно, раз я должен вам за тесто уплатить, пусть тогда товар, что из него испечен, мой будет.
* * *
.
.
@темы:
календарь Костер Шарль Де